Сегодня, 14 октября , в центре образования естественно –научной направленности «Точка роста» ученики 9-го класса на уроке физики окунулись в мир практических исследований. Темой их научного поиска стало «Определение жесткости пружины». Этот классический эксперимент помог ребятам не просто выучить формулу, а увидеть и пощупать своими руками один из фундаментальных законов природы — закон Гука.
Ход эксперимента: шаг за шагом к результату
Под руководством учителя физики Татьяны Николаевны Грицуновой ребята разделились на группы и приступили к сборке лабораторной установки. Работа была построена по четкому плану:
Подготовка. Первым делом ученики установили штатив с линейкой и подвесили к нему пружину. Они измерили исходную длину пружины (L₀) без грузов.
Нагрузка. К свободному концу пружины был аккуратно подвешен первый груз известной массы (m). Сила тяжести этого груза (F = m * g) и стала той силой, которая растягивает пружину.
Измерения. Юные исследователи зафиксировали новую длину пружины (L) и вычислили ее удлинение: Δx = L - L₀.
Повторение. Для большей точности и наглядности эксперимент продолжился! Ребята добавляли второй, третий и последующие грузы, каждый раз записывая новые данные об удлинении пружины.
Обработка данных и открытия
Самый интересный этап начался, когда все измерения были завершены. Используя формулу закона Гука, школьники для каждого опыта рассчитали жесткость пружины:
k = F / Δx
«Сначала мы думали, что для каждого груза значение жесткости будет немного разным, — поделился впечатлениями ученик Гончаров Александр. — Но, когда мы посчитали, то с удивлением обнаружили, что во всех случаях число k получилось примерно одинаковым!»
Именно этот факт и стал главным выводом исследовательской работы: жесткость пружины — величина постоянная. Она не зависит от силы, действующей на пружину, или от ее удлинения. Это внутренняя характеристика самой пружины.
Итоги урока
Данная работа прошла оживленно и продуктивно. Ученики не только в очередной раз убедились в справедливости законов физики, но и развили важные навыки: работа в команде; точность измерений; анализ данных и формулировка выводов.
«Такие уроки — лучший способ понять физику, — считает Татьяна Николаевна. — Когда ребенок сам проводит эксперимент и видит закономерность, она перестает быть для него сухой строчкой в учебнике. Она становится частью его личного опыта».
#МБОУСуховская СОШ
#ЦентрТочкаРостаМБОУСуховская СОШ
https://suhovka.obr-tacin.ru/tsentr-tochka-rosta/meropriyatiya-tochka-rosta/5553-opredelenie-zhestkosti-pruzhiny#sigProId7d396e2ee0























